"Волшебная лаборатория"

Педагогический работник Кислова Людмила Валерьевна.
Педагогический работник
Кислова Людмила Валерьевна

Содержание учебного плана

1. Наши органы чувств

Теория: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Свойства воды. Основные цвета (как получить новый цвет).

Практика: закрепить на практике назначения органов чувств, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета – наблюдать эксперимент; на практике выявить свойства воды; получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

2. Наблюдаем и делаем вывод

Теория: форма воды, плавучесть предметов, мыльные пузыри, мыльная пена.

Практика: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленку. Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

3. Свойства воды и воздуха

Теория: Растворимость веществ. Свойства воды. Лёд – твёрдое вещество. Воздух.

Практика: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Выявить, что лед -  твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

4. Полезные наблюдения

Теория: Свойства воздуха, нагревание предметов, какой бывает снег, свойства льда.

Практика: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Познакомить детей со свойствами сырого и липкого снега. Дать детям представление о свойствах льда.

5. Свойства света

Теория: Понятия: вес, отражение, источники света, тень.

Практика: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Показать детям способы использования различных материалов и инструментов для исследования тени.

6. Живое и неживое

Теория: Понятия: растение, стекло. Свойства дерева, свойства соли.

Практика: формулировать у детей представление о растениях, как о живых существах, о том, что семена растений тоже живые существа; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло. Познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит)

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. Познакомить детей со свойствами соли, с её видами, как образуется соль в природе.

7. Сравниваем и экспериментируем

Теория: Понятия: песок, глина, солнечный зайчик.

Практика: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

8. Моя лаборатория

Теория: Свойства песка и бумаги.

Практика: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность

  Планируемые результаты:

 Ребенок знает

  • Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
  • Правила охраны природы;
  • Правила личной безопасности;
  • Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений

 Имеет представление

  • о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
  • о приспосабливании растений к условиям жизни;
  • о свойствах металла;
  • о построении простейших гипотез
  • предвидеть последствия действий, выполняемых впервые

 Умеет:

  • выслушивать инструкции и запоминать;
  • проводить элементарные исследования и эксперименты;
  • уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
  • формулировать выводы, делать небольшие заключения

Программа занятий

Программа «Волшебный мир» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) соответствии с СанПиН -   20 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

Занятия проводятся во второй половине дня по средам.

Срок реализации: 8 месяцев, 32 часа.

                                                                                Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Наши органы чувств

4

2

2

1.1

«Нюхаем, пробуем, трогаем»

0,5

0,5

Беседа, опрос

1.2

«Почему всё звучит?»

0,5

0,5

Итоги эксперимента

1.3

«Прозрачная вода»

0,5

0,5

Беседа, опрос

1.4

«Разноцветные шарики»

0,5

0,5

Итоги эксперимента

2

Наблюдаем и делаем вывод

4

2

2

2.1

 «Вода принимает форму»

0,5

0,5

Итоги эксперимента

2.2

«Какие предметы могут плавать»

0,5

0,5

Беседа, опрос

2.3

«Делаем мыльные пузыри»

0,5

0,5

Итоги эксперимента

2.4

«Подушка из пены»

0,5

0,5

Беседа, опрос

3

Свойства воды и воздуха

4

2

2

3.1

«Что растворяется в воде»

0,5

0,5

Беседа, опрос

3.2

«Замёрзшая вода»

0,5

0,5

Беседа, опрос

3.3

«Взаимодействие воды и снега»

0,5

0,5

Итоги эксперимента

3.4

«Поиск воздуха»

0,5

0,5

Беседа, опрос

4

Полезные наблюдения

4

2

2

4.1

 «Воздух работает»

0,5

0,5

Беседа, опрос

4.2

 «Как согреть руки»

0,5

0,5

Беседа, опрос

4.3

 «Снег»

0,5

0,5

Беседа, опрос

4.4

 «Цветные льдинки»

0,5

0,5

Итоги эксперимента

5

Свойства света

4

2

2

5.1

«Волшебная рукавичка»

0,5

0,5

Итоги эксперимента

5.2

«Что отражается в зеркале»

0,5

0,5

Беседа, опрос

5.3

 «Свет повсюду»

0,5

0,5

Беседа, опрос

5.4

«Свет и тень»

0,5

0,5

Беседа, опрос

6

Живое и неживое

4

2

2

6.1

 «Как развивается растение»

0,5

0,5

Беседа, опрос

6.2

 «Дерево и его свойства»

0,5

0,5

Беседа, опрос

6.3

«Необычные кораблики».

0,5

0,5

Итоги эксперимента

6.4

«Удивительная соль»

0,5

0,5

Беседа, опрос

7

Сравниваем и экспериментируем

4

2

2

7.1

«Песок и глина».

0,5

0,5

Беседа, опрос

7.2

«Каждому камешку свой домик»

0,5

0,5

Беседа, опрос

7.3

«Здравствуй, солнечный зайчик»

0,5

0,5

Беседа, опрос

7.4

«Волшебное сито»

0,5

0,5

Итоги эксперимента

8

Моя лаборатория

4

2

2

8.1

«Свойства песка»

0,5

0,5

Беседа, опрос

8.2

«Цветной песок»

0,5

0,5

Итоги эксперимента

8.3

 «Фонтанчики»

0,5

0,5

Итоги эксперимента

8.4

 «Весёлая полоска»

0,5

0,5

Итоги эксперимента

Итого часов

32

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie